«Эпоха в кадрах: о выставке фоторабот Евгения Халдея и ее будущем» – интервью Ирины Лосик агентству ТАСС

Масштабная ретроспектива работ фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея, который запечатлел ключевые моменты и фигуры Великой Отечественной войны, чьи кадры видел и знает весь мир, прошла в Государственном историческом музее (ГИМ). Одним из организаторов выставки стала журналист, телеведущая, президент Фонда сохранения культурно-исторической памяти “Наследники победителей” Ирина Лосик. О том, как создавался проект и увидят ли его в регионах, она рассказала в интервью ТАСС.

– Добрый день, Ирина Владимировна! Судя по отзывам, выставка имела большой успех. Как вы сами оцениваете, она полюбилась публике?

– Выставка действительно оказалась популярной. Честно, и сама такого наплыва посетителей не ожидала. Сотни людей приходили даже в будни. В зале очереди. Мне самой было сложно забронировать экскурсию для архитекторов, которые участвовали в создании проекта. Билеты раскупали мгновенно. Я считаю, это показатель и наивысшая похвала.

– Ни одного негативного отзыва?

– Как мне говорят сотрудники Государственного исторического музея, действительно ни одного. У нас есть книга отзывов, и там множество комментариев и слов благодарности. Хотя, казалось бы, кто сейчас оставляет отзывы?! А вот наши посетители оставили.

– Как считаете, почему проект так полюбился людям?

– Выставка оказалась доброй, к месту. Каждый смог найти в ней много личного. Кого-то она вернула в далекие годы СССР, в эпоху процветания. Кому-то передала энергетику тех лиц, которые были полны надежд, вдохновения. Каждый увидел в ней свое. 

Кроме того, работы Халдея хорошо подходят для изучения истории и географии нашего государства. Через призму его снимков легко понять, чем жила страна, как и ради чего.

 – Для кого создавалась выставка: больше на старшее поколение ориентировались или на молодежь?

–  Она для всех. Мне кажется, у нас возрастной диапазон от 6 до 100 лет. Среди посетителей было много детей. Приходили подростки, студенты и школьники. Причем индивидуально, самостоятельно. Я считаю, это большая заслуга, что мы смогли говорить на одном языке с разными возрастными категориями. И каждый, кто участвовал в создании проекта, внес свой вклад в это. Хочу выразить благодарность архитекторам, историкам, куратору, Государственному историческому музею, РОСИЗО, Министерству культуры РФ, Министерству обороны РФ, информационному агентству ТАСС и, конечно, дочери Евгения Халдея – Анне Халдей. Отдельная благодарность Петру Фрадкову.

– И все же что, на ваш взгляд, помогло выставке стать такой популярной у разных поколений?

– В том числе и современные технологии. Оцифрованные фотографии, лайтбоксы, экраны с тачскринами, которые позволяли детально рассмотреть некоторые экспонаты и почитать их описание. А фотографию “Знамя над Рейхстагом” мы вообще оживили. Флаг развевался, создавая эффект присутствия, зритель оказывался на улицах побежденного Берлина. Но главное: за всем этим – за всей красотой, дизайном, технологиями – мы не потеряли гения. Удалось оставить самого Евгения Халдея.

– В его времена, конечно, таких технологий не знали. Все, что было доступно, – фотоаппарат, негативы, пленки… Каково было работать с таким исходным материалом? Все специально оцифровывалось для выставки?

– Да, непростая задача была у корректоров. Мы же понимаем, что много времени прошло, что-то испортилось, а чтобы даже распечатать фотографию, все эти негативы нужны были в высоком качестве. Старались работать с каждым снимком, но не всегда было возможно их привести в надлежащий вид, чтобы в дальнейшем представить на выставке.

– Много материала пришлось обработать? Сколько фотографий в итоге попало на выставку?

– Там было представлено порядка 140 обычных фотографий. Плюс фото в мультимедиаформате – всего около 400 снимков. Подобрать их было сложной задачей. Во-первых, они должны сочетаться и смотреться на экспозиции так, как это в итоге получилось, плюс, повторюсь, с технической точки зрения не всегда была возможность использовать тот или иной снимок. Например, “Парад Победы 1945 года на Красной площади” я хотела сделать на огромном полотне. К сожалению, это оказалось невозможно из-за технических ограничений.

– Среди всего множества снимков, что было вами отсмотрено, появилась любимая работа Халдея? И если да, то почему именно она?

– Для меня главная фотография – “Знамя Победы над Рейхстагом”. Это символ победы и величия нашей страны. Но вообще с каждой его фотографией связана интересная история. Мне нравится фото старушки в Мурманске, сделанное в 1942 году. В момент, когда Халдей ее снимал, она сказала: “Ну что? Зачем снимаешь? Лучше гоните врага до Берлина, и там сними нашу победу”. На протяжении всех последующих военных лет эта фраза оставалась в голове Халдея. Ведь, по сути, он дал той бабуле обещание и сдержал его. Дошел до Берлина и запечатлел победу.

Я люблю его фото о мирной жизни. Они очень позитивные, духоподъемные. Заряжают энергией, верой в светлое будущее. А ведь каждому человеку, кто бы что ни говорил, крайне важно быть уверенным в завтрашнем дне, верить, что этот день будет лучше, чем сегодня. Поэтому, когда смотришь на фотографии Халдея, как бы сложно ни было, какие бы тяжелые испытания наша страна ни проходила, все равно есть ощущение: будет рассвет, будет подъем. У такой страны, как наша, по-другому быть не может. Человек, пройдя всю экспозицию, должен выходить с этим светлым чувством и надеждой, что все будет хорошо. Вера – это очень важно.

– Для подготовки выставки была проделана колоссальная работа, проект получился успешным, неужели он завершен? Может, есть планы в том или ином виде продолжить экспозицию?

– Мы много думали об этом. Но тут множество нюансов. Во-первых, если делать выставку в формате 360, она не будет иметь того эффекта, который произвела сейчас. Загружать ее на цифровую платформу музея или информационного агентства ТАСС, которое является нашим другом и информационным партнером? Это сложно, и это будет совсем другая выставка и проект. Возможно, нужно вывозить в регионы. Этот вариант сейчас рассматривается. Но дело в том, что выставка стационарная. Ее просто придется создать заново. Ведь все зависит от пространства и делается под каждый конкретный зал, просчитывается каждый миллиметр застройки. Плюс никто не отменял авторского права, где за каждой фотографией стоит документ, там все прописано: какое время мы можем экспонировать снимки, где и как.

Конечно, я бы очень хотела показать этот проект регионам. Но у меня принципиальная позиция. Если и делать выставку в других городах, то она должна соответствовать тому высокому уровню, который был задан в Государственном историческом музее. А если трансформировать ее в более упрощенный вариант, это будет уже абсолютно другой проект. Она тем и хороша, потому и вызывает позитивные эмоции, что существует именно в таком виде, который был представлен зрителю в Москве. Важна каждая деталь.

– Думаю, стоит лишь задаться целью. У вас ведь большой опыт в создании подобных проектов.

– Да, я уже много лет занимаюсь различными проектами. Патриотическими. Один из последних был посвящен нашим военачальникам. Это тоже была фотовыставка. На ней впервые военное руководство представлено не во время парадов, а в домашней обстановке. Это то, что обычно остается за кадром. Проект и сейчас можно найти на сайте Минобороны. И таких примеров немало.

– Почему военная тема? Почему вам это интересно?

– Потому что я родом из военной семьи. Для меня очень важна репутация вооруженных сил, для меня недопустимо, чтобы забывалась история, те люди, которые делали нашу страну великой. Это касается не только полководцев победы, но и более молодого поколения. Создавая свои проекты, я, с одной стороны, говорю им “спасибо”, а с другой – показываю пример, которому необходимо следовать и соответствовать.

– А чему может научить фотография? Какой месседж, разумеется, помимо патриотического, вы хотели бы донести до зрителей ваших выставок?

– Творите, любите то, что делаете, любите страну, в которой живете, и совершенствуйтесь, не останавливайтесь, каким бы гением вы ни были в любой сфере. Растите и будьте преданы своему делу, как Халдей. Он всю жизнь посвятил работе. Ведь большое счастье, когда любишь работу, любишь страну, в которой живешь. Халдей учит этому. Любить свою работу и страну.

Прокрутить вверх