«Исторический фронт: Наша Победа». Лекция 3 «Противостояние сверхдержав: СССР и начало холодной войны»
Александр Вершинин: «Советские лётчики воевали против американцев в небе Кореи, Китай ввёл добровольцев. Это был глобальный вызов, первая реальная проверка на прочность холодной войны».
Была ли предопределена холодная война и был ли шанс у стран на мирное сосуществование после Второй мировой?
Фонд «Наследники победителей» опубликовал третью лекцию из цикла «Исторический фронт: Наша Победа». Перед слушателями выступил кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ Александр Вершинин. Разговор был посвящён началу холодной войны и формированию послевоенного мирового порядка.
Историк рассказал, что ещё до окончания войны в отношениях союзников появились тревожные сигналы.
«Трумэн был плоть от плоти американской элиты, которая, в принципе, антисоветская. И в 1945 году, когда он приходит к власти, сразу резко меняется тональность, меняется подход к Советскому Союзу», — отметил Вершинин
По его словам, идеология стала решающим фактором, без которого холодная война была бы невозможна:
«Это была война мировоззрений. С одной стороны — советская модель, с другой стороны — американский либеральный империализм, который был завязан на идее мирового лидерства, на идее распространения собственных ценностей».
В частности, Вершинин подробно остановился на плане Маршалла, который Москва восприняла как угрозу своей сфере влияния в Европе.
«Это создание некоей глобальной рамки развития послевоенного мира. Во главе с США и по американским правилам. Американцы сконцентрировали у себя мировые богатства, и они считают, что они эти правила могут продиктовать. Мир должен восстановиться по американской модели. То есть, США — это центр. США определяют, как будут восстанавливаться европейские, азиатские экономики, в каком виде, в каком формате», – пояснил Вершинин.
Говоря о Берлинском кризисе 1948–1949 годов, историк напомнил, что именно в этот период США окончательно закрепились в Европе.
«Именно тогда появляется НАТО, и о нём Черчилль говорил так: НАТО создан для того, чтобы держать Россию вне Европы, Германию под Европой, а Америку в Европе», — привёл цитату эксперт.
Особое внимание историк уделил событиям периода Корейской войне.
«Это первый конфликт блоковой системы. Советские лётчики воевали против американцев в небе Кореи, Китай ввёл добровольцев. Это был глобальный вызов, первая реальная проверка на прочность холодной войны», — подчеркнул Вершинин.
В завершении лекции он отметил, что холодная война представляла собой более 40 лет «очень тяжёлой, жёсткой, бескомпромиссной борьбы. Даже в те моменты, в те периоды, когда шла речь о разрядке, эта борьба никуда не исчезала. Конфликты на периферии тлели всегда, начиная с Кореи. Сколько их было? Имя им легион, это не посчитать. Это во всех уголках земного шара были такого рода столкновения». А отголоски холодной войны мировое сообщество ощущает и сегодня: «Конкуренция никуда не ушла. Она просто обрела иные формы. Напряжение никуда не исчезает, оно просто канализируется на периферию, где, как сейчас модно говорить, ведутся прокси-войны».
Проект «Исторический фронт: Наша Победа» реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
Партнёрами проекта стали Министерство обороны Российской Федерации, фонд памяти полководцев Победы, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Государственный исторический музей.
#ГрантыМэраМосквы #КОСиМП #ФондНаследникиПобедителей
