Серия «Исторический фронт: наша Победа». Лекция 2 «Битва за Берлин: решающий удар»
Артём Драбкин: «30 апреля первый комендант Берлина, Берзарин, подписывает один из указов, в котором четко написано: «Немцев кормить». И в этом принципиальная разница. Немцы пришли на нашу территорию с планом Бакке, который предполагал умерщвление 30 миллионов человек от голода в первую зиму».
«Битва за Берлин: решающий удар». Лекция о главном сражении Второй мировой войны
В Москве прошла вторая лекция из цикла «Исторический фронт: Наша Победа». На этот раз собеседником Ирины Лосик в студии стал директор фонда «Я помню», член научных советов Российского военно-исторического общества и Музея Победы Артём Драбкин.
В начале выступления историк обозначил позиции войск союзников и сил противника, их соотношение и перспективы наступления на столицу Третьего рейха. По его словам, взять четырёхмиллионный мегаполис наскоком никакого шанса не было. К военной сложности добавлялся политический фактор: союзники уже в Ялте договорились о разделении Германии на зоны оккупации, и борьба за Берлин становилась вопросом не только стратегии, но и престижа.
Сталин принял решение действовать немедленно.
«Сталин спровоцировал конкуренцию между Жуковым и Коневым. Есть две директивы. Первая директива – Жукову, 1-ый Белорусский фронт, взять Берлин. Вторая директива – Коневу, обеспечить фланг наступления, выйти на Эльбу, и по Эльбе продвигаться на север, так сказать, для окружения. Коневу задачи брать Берлин не ставилось. Но Конев не был бы Коневым, если бы его эта ситуация не устраивала» – рассказал Артём Драбкин.
16 апреля Красная армия начала наступление. Бои за Зееловские высоты оказались чрезвычайно тяжелыми, но упорство и эффективные маневры позволили прорвать оборону. Уже к концу апреля Берлин был окружен.
Кульминацией битвы стал штурм Рейхстага. По версии историка, «Рейхстаг окрасился флажками со всех сторон. Какой из них был первым, мы никогда не узнаем». Знамя, поднятое бойцами Егоровым и Кантария, впоследствии стало символом Победы, но, как подчеркивает Драбкин, оно вобрало в себя подвиг тысяч солдат, водружавших знамёна в Сталинграде, Курске, Киеве.
«Это символ Победы и символ всех, кто приближал её», — сказал он.
2 мая гарнизон Берлина капитулировал. Накануне Гитлер покончил с собой в бункере.
«Мы точно знаем одно: 30 апреля Гитлер был мертв. Сам ли он стрелял или отравился — мы никогда не узнаем наверняка», — заметил Драбкин.
В тот же день первый комендант Берлина генерал Николай Берзарин подписал приказ: «Немцев кормить». Красная армия принесла городу не только освобождение от фашизма, но и жизнь. Мало кто знает, что восстановление столицы началось практически с первых дней после окончания штурма. Так, об этом процессе рассказал историк:
«Разрешили всем открыть магазины. Началось снабжение, выделили транспорт для завоза молока в детские больницы. В городе оставался примерно миллион жителей. Достаточно было не покормить их 3 недели, чтобы Берлин полностью вымер. Этого не произошло. Уже в июне там работают все больницы, работают водокачки. Спустя полтора месяца работает водопровод и электричество».
Берлинская операция, подчеркнул Артём Драбкин, стала не только военной, но и политической победой Советского Союза, закрепив его решающую роль в разгроме нацизма и став символом нашей Победы.
Проект «Исторический фронт: Наша Победа» реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
Партнёрами проекта стали Министерство обороны Российской Федерации, фонд памяти полководцев Победы, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Государственный исторический музей.
#ГрантыМэраМосквы #КОСиМП #ФондНаследникиПобедителей
